Что есть наш мир?

В конце концов, будет установлено, что сознание является неотъемлемым качеством вселенной, которое способно генерировать энергии, в конечном счёте, приводящие к возникновению материи. В итоге будет обнаружено, что свойства материи зависят от сознания.

Уильям А. Тиллер, профессор материаловедения и инженерии.

Гипотеза парадоксального происхождения человека и мироздания предлагает рассмотреть иной взгляд на наше происхождение, согласно которому именно человек смог и может сотворить наш мир, и самого себя. Но что представляет собой наш мир? 

Если мы посмотрим вокруг – то увидим множество вещей, предметов, которые можно потрогать и ощутить. Эта очевидная всем наглядность создаёт иллюзию уверенности, что мы знаем этот мир. Мы считаем само собой разумеющимся, что если мы способны видеть что-то и осязать, значит, это существует. Например, в споре между верующими и атеистами, одним из существенных аргументов последних является отсутствие видимости. «Где ваш Бог? Его никто никогда не видел», — заявляют они, — «а значит, его нет, и не может быть». Однако в настоящее время появляется множество фактов, подвергающих большому сомнению наше доверие органам чувств. Если вчера нам было привычно слышать требования материалистов доказать существование таких нематериальных субстанций, как душа, сознание, духи, Бог и тому подобное, то сегодня в ответ можно точно также требовать от самих материалистов, то, что недавно казалось очевидным — доказательств существования мира материального. И как оказывается, таковых на сегодняшний день не существует. Доказать существование вещей, которых мы видим, невозможно также как доказать наличие нематериальных сущностей. Факты, указывающие на это, уже многократно и последовательно демонстрировались философами, фантастами и даже учёными естественных наук, однако, не всегда были понятны обывателю. В данной статье хотелось бы изложить их на достаточно понятном языке и доступных примерах.

Итак, первым фактом, заставляющим усомниться, что мир существует не только в том виде, каким он предстаёт перед нами, но и в принципе усомниться в его отдельном от нас объективном существовании, является ненадёжность информации, исходящей от органов чувств.

Всю информацию о внешнем мире мы получаем благодаря пяти основным органам чувств. Мы привыкли им безоговорочно верить, и считаем, что наши органы чувств максимально точно отражают окружающую действительность. Однако достаточно часто все наши органы чувств обманываются тем или иным образом. За последние годы учёные поставили множество экспериментов, которые делают очевидной эту обманчивость. Рассмотрим некоторые из них.     


1. Иллюзия резиновой руки.

Это иллюзия, при которой резиновая рука отражается в сознании как своя собственная и заставляет человека чувствовать манипуляции, проводимые с ней. В 1998 году в Питсбургском Университе психиатров Мэтью Ботвиник и Джонатан Коэн провели ныне классический эксперимент, в котором участник ощущал искусственную руку как часть собственного тела. В данном эксперименте резиновая рука помещалась на стол перед собой, а собственная – под стол. Второй участник эксперимента с помощью кисточек синхронно поглаживал настоящую и резиновую руки. Через несколько минут у испытуемого появлялись ощущения, что резиновая рука стала частью его тела, и он чувствовал воздействие на неё, как на свою собственную. Если другой человек ударял по резиновой руке, то испытуемый вздрагивал и ощущал реальную боль. Кроме того, как только сознание воспринимало резиновую руку как собственную, температура настоящей руки, резко падала, указывая на ограничение кровотока. Другими словами, сознание на физиологическом уровне отвергало наличие настоящей руки. Исследователи Университета Кьети-Пескара из Италии продвинулись ещё дальше. Марчелло Константини и его группа исследователей выяснили, что для создания данной иллюзии не требуются реальные тактильные ощущения, достаточно их ожиданий. В данном эксперименте реальные касания не осуществлялись, испытуемые лишь наблюдали, как кисточка приближалась к резиновой руке. В этом случае сознание само домысливало акт касания.

2. Иллюзии, уменьшающие боль.

Ученые из Оксфордского университета в своём эксперименте выяснили, что если смотреть на повреждённую часть тела через дальний конец бинокля, что визуально уменьшало размер повреждённой части, то уменьшалась также боль и припухлость.
Группа психологов во главе с доктором Роджером Ньюпортом из Ноттингемского университета в Великобритании также обнаружили, что оптические иллюзии могут уменьшить боль у людей, страдающих остеоартрозом. Двадцать человек, страдающих артритом, в возрасте до 70 лет, приняли участие в исследовании, чтобы проверить эффект обезболивания от оптических иллюзий. 85% участников сообщили, что их боль уменьшилась раза в два, а оставшаяся часть сообщила о временном устранении боли.
Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего под руководством Лоры Кейз провели аналогичные эксперименты, но уже с зеркальными иллюзиями. Добровольцы, страдающие от артритных болей  в руке, прятали её за вертикальным зеркалом, а один из исследователей клал свою левую руку на стол, и затем оба синхронно сжимали и разжимали свои руки. Больной, видя в отражении, как здоровая рука легко совершает движения, считал, что это его больная конечность. Благодаря зеркальной иллюзии, боль уменьшилась на 1,5 балла, а у некоторых даже на 3 по десятибалльной шкале, а движения стали не такими скованными. Данные эксперименты показали что, ощущение боли зависело от её видения человеком. Чем больше человек верил в иллюзию, тем больше обманывались его ощущения.

3. Иллюзии, вызывающие физический дискомфорт.

В кинотеатрах 3D люди, сидящие в первых рядах, могут нередко отмечать такие неприятные ощущения, как тошноту, головокружения, «эффект укачивания» при просмотре сцен полёта и пр. Причём, если закрыть глаза, данные симптомы исчезают. Учёные сообщают, что согласно результатам их исследований женщины составляли большинство среди тех, кто испытывал дискомфорт при просмотре. Причиной этого по их мнению является то, что женщины испытывают более сильный «эффект погружения» в 3D, по сравнению с мужчинами.

4. Слова и словосочетания способны вызывать реальные ощущения, точно так же как те раздражители, которые они обозначают.

Так, получены факты изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый, как лимон”. Эти изменения были аналогичны тем, которые наблюдались при действительном раздражении языка лимонным соком. Самое важное заключается в том, что человек реагирует не на звуковую оболоч­ку слова (или графическое его изображение), а на его смысловое содержание.

5. Эффект плацебо.

Это явление улучшения здоровья человека благодаря его вере в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального. Например, пациенту говорят, что определённый препарат, или выполнение некоторых процедур, упражнений, воздействуют конкретным образом на организм, хотя в действительности они неэффективны. В результате ожидаемое действие проявляется в той или иной мере. Степень проявления эффекта плацебо зависит от внушаемости человека, внешнего вида плацебо (известно, что яркие и крупные таблетки действуют сильнее мелких и невзрачных), его цены, авторитета врача и пр.

6. Фантомная боль.

Это реальная боль, ощущаемая пациентом в несуществующей части тела. Обычно она возникает после ампутации конечности.80-90% пациентов, которым была произведена ампутация, спустя некоторое время утверждали, что «чувствуют» боль в ампутированной части тела – жжение, острые, стреляющие и ноющие боли, спазмы, судороги, пульсацию. Примерно 30% из них ощущали сильные боли в ампутированных частях тела. Эти боли чаще всего являются стойкими и трудно поддаются лечению. Например, человек с ампутированной стопой жалуется на боль в ней, хотя в действительности стопы уже не существует. Несмотря на скептицизм и неприятие врачей, существует совершенно реальная практика лечения фантомных болей с помощью  техники «зеркальной терапии» уже описанной выше.

7. Внушение ложных восприятий.

Психологи Альфред Бине и Генри в своих экспериментах опытным путём показали, что галлюцинации могут быть вызваны ожиданием. В эксперименте они ставили перед участниками – студентами в возрасте 18-20 лет, несколько бутылочек, сообщив перед этим, что лежащие в них кусочки ваты пропитаны слабыми запахами ванили, розы и табака. Испытуемые должны были угадать эти запахи. На самом же деле запах присутствовал только в одной бутылочке, а именно запах ванили. В других бутылочках запахи отсутствовали вовсе. Как оказалось, из восьми испытуемых, только один не подвергся внушению.

Все эти примеры позволяют сделать вывод, что мы можем ощущать воздействие на наши органы чувств, без реального воздействия на них внешнего материального мира, а лишь посредством создаваемых образов в нашем сознании и непроизвольной веры в них. А ведь именно ощущения и восприятия дают нам основание считать, что внешний мир существует. Сразу напрашивается аналогия со сновидением. Человек во сне настолько убеждён в реальности образов сновидений, что может реально чувствовать, например, вкус еды во сне, удовольствие от неё, запахи, боль, тактильные ощущения и пр. Но во сне у человека нет органов восприятия, да и мир сновидения, как принято считать, не существует в материальной форме. Так что тогда заставляет нас быть убеждёнными в реальности материального мира?

Будучи во сне, мы, как и в состоянии бодрствования, на 100% уверены, что это реальность, даже тогда, когда там присутствуют явные несоответствия ей. Но мы настолько верим в происходящие во сне ситуации, порождённые нашим сознанием, и настолько вовлечены в них, что не замечаем этого. Когда мы просыпаемся, мы отличаем реальность от сна, опять же по особому ощущению. Однако опыты осознанных сновидений показывают, что и во сне существуют несколько уровней, в которых у человека возникает такое же ощущение, что он проснулся в действительности. Во сне он может ложиться спать, просыпаться, быть уверенным, что он проснулся, а потом вдруг осознавать, что всё это тот же сон и он продолжает спать.

Люди, которых принято считать психически больными, как и люди в некоторых случаях при сильной усталости, употреблении алкоголя и психотропных веществ, также способны видеть и реально ощущать то, чего нет на самом деле. Причём некоторые могут наблюдать не только галлюцинации, которые приходят сами по себе, но и произвольно вызывать их. Психолог и психиатр Карл Ясперс, в «Собрании сочинений по психопатологии» писал, что Г.  Мейер «научился произвольно вызывать фантазмы. Он мог видеть профили и кубики, затем мог заставить возникнуть любой предмет по своему усмотрению. Эти, намеренно вызванные, фигуры через некоторое время пропадали сами собой или превращались в другие. Он также мог видеть просто цвета без объектов, которые заполняли собой все поле зрения».

Почему же не смотря на явную реальность ощущений и образов, возникающих без воздействия внешнего раздражителя, никто из окружающих не относится к этим галлюцинациям как к действительности? Ответ в том, что этого не видят и не чувствуют остальные – большинство. Но является ли восприятие и ощущение большинства основанием для доверия?

Герой мультфильма «Простоквашино» произносит общепринятое мнение: «Если бы мы с ума сошли, то не оба сразу. С ума поодиночке сходят». Однако русский психиатр, физиолог и психолог В. М.  Бехтерев в своей книге «Внушение и его роль в общественной жизни» описывает такое психологическое явление как коллективные и массовые иллюзии и галлюцинации у психически здоровых людей. Учёный приводит множество исторических примеров, демонстрирующих это явление, таких как эпидемии конвульсионерок, пляски св. Витта и св. Иоанна, судорожные тарантеллы, эпидемия Малёванщины и пр., проявляющихся в коллективных галлюцинациях обоняния, общего состояния, зрительных, слуховых иллюзиях, припадках большой истерии и прочее.  Стоит подчеркнуть, что, будучи приверженцем и выразителем естественнонаучного подхода, В. М. Бехтерев, анализируя это явление, употребляет даже такое выражение как «психическая инфекция», носящая эпидемиологический характер.

Таким образом, если нельзя доверять восприятиям и ощущениям масс, тогда на чём основывается наша уверенность в существовании всего, что мы видим? Как мы отличаем, что именно эта масса галлюцинирует, а эта нет? Здесь мы подходим к одному интересному повороту.

Если коллективное сознание способно создавать общие коллективные образы, которые в свою очередь, порождают одинаковые ощущения и восприятия у этих масс, можно ли утверждать, что наш мир уже сотворён? Можем ли мы быть уверенны, что существует отдельный и независимый от нашего сознания объективный мир, с определёнными физическими законами? Отсюда вытекает ещё один важный вопрос: познаём ли мы этот мир, открываем ли мы его законы или мы являемся условием их порождения? А возможно и то, и другое?

Если действительно существует такое явление, обозначенное В. М. Бехтеревым как «психическая инфекция», то сотворённые сознанием образы законов мира могут распространяться среди людей и становиться для них реальными.

Вспомним многочисленные эксперименты с людьми и животными доктора наук в области биохимии,  Руперта Шелдрейка, которые выявили следующую закономерность: чем большее число «особей» усваивало навык, знание и пр., тем легче и быстрее они усваивались и распространялись среди не контактирующих с ними других. Например, известное и распространённое стихотворение на другом языке, испытуемые запоминали лучше, чем неизвестное. А в экспериментах психолога из США Ардена Мальберга добровольцы запоминающие 2 варианта азбуки Морзе, одинаковой по сложности, быстрее и лучше усваивали реальный вариант.

А теперь давайте рассмотрим, как эти идеи согласуются с открытиями в квантовой физике. Конечно, простым языком о столь сложной науке говорить рискованно. Но, как и было обещано, будем придерживаться языка обывателя.

Итак, квант — это элементарная неделимая частица энергии или материи. После проведения множества экспериментов, оказалось, что поведение квантовых частиц не вписывается в рамки законов классической физики. Сенсационные результаты экспериментов в этой области, которые поначалу повергли сообщества физиков в шок теперь стали хорошо известным и общепринятым фактом. Давайте рассмотрим некоторые из них:

1. Пустота атомов. Атомы состоят буквально из пустого пространства, т.е. промежуток между ядром атома и вращающимся вокруг него электроном – это 9,999999999 % атома — совершенно пуст. Например, если увеличить ядро атома водорода до размеров баскетбольного мяча, то вращающийся вокруг него электрон будет находиться на расстоянии 30 километров, а между ними не будет ничего. Это значит, что и все предметы окружающие нас по большей части состоят из пустого пространства.

2. Квантовая частица может вести себя не только как твёрдая частица, но и как волна.

Частица – это твёрдый объект, который имеет определённые координаты в пространстве. Волна же — это не объект, она не имеет точного местоположения, но существует как «поле вероятностей», то есть в любое время может быть в любом месте.

3. Невозможно в один и тот же момент времени измерить положение в пространстве (координаты) и скорость (импульс) микрочастицы. Чем точнее изменяется одна характеристика частицы, тем менее точно можно измерить другую. Например, если измерим скорость, то координаты частицы будут абсолютно неопределёнными, то есть она будет одновременно везде. Данный принцип был открыт в 1927 году, и носит название принципа неопределённости  Гейзенберга.

4. Копенгагенская интерпретация — интерпретация (толкование) квантовой механики, которую сформулировали Нильс Бор и Вернер Гейзенберг, согласно которой состояние частицы зависит от самого акта измерения или наблюдения. Прежде чем частицы окажутся под наблюдением, они  обладают свойствами волны (распределены по всему пространству, находятся одновременно повсюду), но как только экспериментатор включает любое измерительное устройство, они вынуждены менять свое квантовое поведение на «классическое», то есть становиться твердым объектом, чье положение можно локализировать. Другими словами, сознание — это и есть тот фактор, который микрочастицу превращает из волны в твердую частицу материи.

Данные открытия порождают множество споров о сущности реальности и побуждают нас вновь и вновь пересматривать наши взгляды на мир.

Вернёмся ещё раз к озвученным ранее вопросам, а именно: познаём ли мы этот мир, открываем ли мы его законы или мы являемся условием их порождения? А возможно и то, и другое.

Даже если предположить, что существует некий «каркас» реальности, а остальные 99% по аналогии с пустотой атома неопределенны, и от человечества зависит, чем именно оно будет заполнено, то почему картина мира более или менее одинакова для всего человечества? Взглянем на этот  вопрос с точки зрения ещё одного открытия в квантовой физике, которое носит название «квантовая перепутанность». Это явление заключается в том, что квантовые состояния двух или большего числа объектов оказываются взаимозависимыми. Такая взаимозависимость сохраняется, даже если эти объекты разнесены в пространстве за пределы любых известных взаимодействий (например, на разных концах вселенной), что находится в логическом противоречии с принципом локальности. По сути «перепутанные» частицы ведут себя, как если бы они были одним объектом, а не несколькими. Если под каким-либо воздействием изменяется состояние одной из частиц, то вторая частица мгновенно приходит в такое же состояние. Если сознания связаны таким же образом, то не удивительно, что для большинства людей физические законы мира одинаковы. И меняя представление о мире, мы меняем и сам мир.

Это также означает, что наш мир может являться нашим отражением. Совершенствуясь духовно, мы, возможно, создаём более совершенный физический мир, а наш духовный упадок, страхи, отчаяние и прочее, изменяют его к худшему, порождая многочисленные болезни, эпидемии, катаклизмы и другие негативные явления.

Признавая, что наше представление о материальном мире есть лишь наше представление о нём, но не истина, мы перестаём самообманываться. У нас появляется шанс сойти с пути заблуждения и встать на новый путь поиска истины. Задаваясь новыми вопросами, такими как: «Существует ли наш мир отдельно и независимо от сознания? Способно ли сознание создавать материю и физические законы?» и пересматривая свои устоявшиеся взгляды на мир, мы становимся способными преодолеть свои внутренние ограничения для познавательной деятельности и открыться новому знанию о себе и о мире.

© Огурцова Юлия, 2016 г. Все права защищены.

Читать далее:

Подписаться на новые статьи

[wysija_form id=»5″]

Что есть наш мир?: 2 комментария

  1. Думаю,то именно сознание является определяющим существование мира…Вспомнить тот же корпускулярно-волновой дуализм,в коем волна начинает вести себя как частица только при акте наблюдения.Без наблюдателя мир является огромным океаном энергии и информации.И безусловно сознание первоначально и может воздействовать на материю.Мы порождение того,что сами и создали(я так думаю).

  2. Квантовая физика! О да, это сила — есть на что сослаться шарлатану! Поскольку никто в ней не разбирается (но многие, начитавшись популярных статеек из Педивикии, думают, что разбираются), то никто не сможет четко обосновать почему бред о как-бы квантовых эффектах в макромире и прочее — именно бред. И начинают обосновывать квантовыми эффектами и сотворение мира, и телепатию, и целительные силу потомственной ведьмы Ахренины.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *